Автор первого кодекса семейного права в киевской руси

1) Первая Русская Правда (принадлежит к типу варварских правд, т. е. таких законов, которые принимались на начальном этапе существования народов, покоривших Римскую империю; такие сборники норм права были однотипны, так как все они содержали обычное право, не были структурированы и систематизированы; в них содержались нормы процессуального (формального) права, формы установления права и санкции за правонарушения);

Право в Киевской Руси

Под влиянием римского права на Руси придавалось особое значение обручению жениха и невесты, которое, получив религиозное освящение, становилось нерасторжимым и равным по силе венчанию. На языке обычного права оно называлось «сговором», а по сути представляло собой договор между сторонами о будущем браке, в частности, определяло имущественные последствия несостоявшегося брака. Обручение как обязательная процедура непременно предшествует браку: «Жену, иному обрученную, берящий в брачное сожитие, при жизни еще обрученника, да подлежит вине прелюбодеяния» . Таким образом, делая акцент на слове «прелюбодеяние» (не «блуд»), можно понять, что упомянутая «жена» уже является супругой «обручника». Иначе она не могла бы совершить грех прелюбодеяния, т.е. нарушения супружеской верности, а совершила бы «блуд». О значении обручения позднее упоминает и Стоглав: «А обручение бы и венчание было по божественному уставу все сполна во всем священническом чину. И потом бы новобрачных поучали от божественнаго писания, како подобает православным по закону жити и прочая». Обручение выражалось в составлении рядных или сговорных записей» Отмена обручения означала пренебрежение святостью канонов византийской церкви. Обручение осталось в качестве старинного обряда, не влекшего за собой имущественной ответственности. О форме брака достаточно определенно высказывается Повесть временных лет. Отношения летописца к браку и семье определялось нормами христианской этики. Как подчеркивает В.В. Моыотов, это объясняется тем, что с момента принятия христианства философия истории на Руси задавалась библейской концепцией всемирно-исторического процесса. Христианская схема выстраивания исторического процесса не могла не коснуться таких важнейших социальных институтов, как брак и семья. Выписывая историческую канву, летописец отвергает язычество и все, что связано с ним, всячески подчеркивая верховенство христианских идей и принципов, положенных в основу христианских браков и семейных уз2. Заключение брака после Крещения Руси должно было происходить в форме церковного венчания. Византийские же кодексы, заключенные в Кормчую, ничего не упоминают о церковном венчании. Практика же знала и сохранение прежних, языческих форм заключения брака, что законом осуждалось. Насколько можно судить по дошедшим до нас сведениям в летописи3, в Правиле митрополита Кирилла4, во множестве свадебных песен и обрядов5, у восточных славян в древнейшую языческую эпоху употреблялись и были господствующими три формы брачных союзов: 1) умычка (похищение) невесты в собственном смысле и как переходный момент к следующей форме брачных союзов — похищение с платой за похищенную незамужнюю женщину похитителем или его родными родителям и родным похищенной; 2) покупка невесты в собственном смысле и как переходный момент к следующей форме брачных союзов — брачный договор между семьями жениха и невесты, причем была в обычае плата «за вено»; 3) брак с приданым, которое давалось за невестой ее родными. Форма заключения браков по летописи была двоякая: умычка (похищение) и ведение жен. Ведение жен как форма брака более совершенна, сначала вошла в обычай у князей, бояр и дружинников, а потом стала господствовать и вытеснила умычку, которая постепенно исчезла и сохранялась долгое время как обряд без всякого значения. При господстве многоженства невест недоставало. Отсюда -необходимость похищений. Они совершались «на игрищах межю сельт», на религиозных праздниках в честь общих неродовых богов «у воды», у священных источников или на берегах рек и озер. Летописные сказания об этом относятся к древлянам, радимичам, вятичам, северянам. Начальная летопись изображает различные формы брака. В этом отношении она ставит все племена на низшую ступень сравнительно с полянами и замечает, что на тех «бесовских игрищах умыкаху жены себе, с нею же кто свещашеся». Умычка и была в глазах древнего летописца низшей формой брака, даже его отрицанием: «браци не бываху в них», а только умычки. Наличие этой языческой формы заключения брака отмечает и Устав Ярослава о судах. Статья 2 предусматривает ответственность за несоблюдение христианских форм брака и налагает на похитителя более или менее тяжелую денежную пеню, зависящую от социального положения похищенной: «Аще кто умчить девку или насилить, аще боярская дочи будеть, за сором ей 5 гривен злата, а митрополиту 5 гривен золота; аще будеть менших бояр, гривна золота ей, а митрополиту гривна золота; а добрых людей будеть, за сором рубль, а митрополиту рубль; на умыцех по 60 митрополиту, а князь их казнить» . Позднее сделано было разъяснение этой статьи: назначенные в ней пени взимаются в случае, если «девка засядет», т.е. не выйдет замуж за своего похитителя. По предположению В.О. Ключевского, денежные взыскания взимались лишь в том случае, если умычка не сопровождалась церковным браком. О следах древнего похищения, так называемой умычки, пишут МФ .Влади мире кий-Буданов , Н.М.Карамзин , М.М.Ковалевский . Известная игра сельской молодежи обоего пола в горелки — поздний остаток этих дохристианских брачных умычек5. Обряд похищения невесты оказался весьма живучим в народной среде, и о том, что он существовал достаточно долго, говорят некоторые церковные документы, народные былины и песни . Славянские народные песни обыкновенно называют жениха «ворогом» или «врагом». Во многих местностях России и теперь еще родственники невесты, исполняя требование обычая, окружают ее со всех сторон и не подпускают к ней жениха. Восточные славяне пережили форму брака путем похищения невесты, которое постепенно исчезло вместе с принятием христианства, но оставило живые следы в свадебных обрядах, которые сохраняются в народном быту как симуляция того, что происходило некогда на самом деле7. Предполагается, что, если умычка, бывшая до принятия христианства одной из форм брака, сопровождалась христианским браком, виновник ее не подвергался церковному суду и денежному взысканию, а наказывался вместе с похищенной женой только епитимьей — «занеже не по закону божию сочетались», как говорилось об этом деле в Поучении духовенству XII в., приписываемом новгородскому архиепископу Илье-Иоанну. В область церковных судов относят «умыкание», что Уставная грамота Ростислава Мстиславича Смоленского поясняет словами: «Аже уволочеть кто девку» .

Интересно почитать:  Дипломная работа раздел общего имущества супругов

Семейное и наследственное право в Киевской Руси Дементьева Татьяна Юрьевна

«Учение книжное» давало элементарное и повышенное образование. Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе. Образование на первых порах насаждалось сверху, так как школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Матери плакали по отданным в школу детям, «аки по мертвецам», не зная, что их ожидает.

Школьное и домашнее образование в Киевской Руси

5. В период Средневековья получила развитие схоластика,стремившаяся примирить, сблизить науку и богословие, светское знание и христианскую веру, ставшая универсальной философией и теологией в XI — XV вв. Схоластика развивала формально-логическое мышление и оживляла теологию. Одним из видных представителœей являлся Фома Аквинский(XIII в.), труды которого стали главными источниками при изучении богословия в школе.

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Древнейшей формой судебного процесса был суд общины, члены которой в равной степени обладали правами и обязанностями в судебных разбирательствах. Состязательность сторон сохранялась долгое время, поэтому процесс в Древней Руси называют состязательным (реже — обвинительным). Ему присущи такие отличительные черты, как относительное равенство сторон и их активность при рассмотрении дела в сборе доказательств и улик 1 . Одновременно в Х-ХI вв. укрепляется процесс, где ведущую роль играли князь его администрация: они возбуждали процесс, сами собирали сведения и выносили приговор, часто сопряженный со смертным исходом. Прототипом такого процесса может служить суд княгини Ольги над послами древлян в период восстания или суд князей над восставшими в 1068г. и 1113г.

Русская Правда — кодекс феодального права Киевской Руси

кон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей” месть была вообще запрещена и заменена штрафом — вирой. Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин.

Интересно почитать:  Образец искового заявления о расторжении брака в судебном порядке

Автор первого кодекса семейного права в киевской руси

С еще большими затруднениями проповедники христианства встретились в Ростово-Суздальской земле. Позднейшие сказания о первых епископах этой части Киевской Руси, Исайи и Леонтии, дают картину жестокого сопротивления язычества христианству, жертвой которого пал Леонтий. Житие Авраамия, архимандрита Богоявленского монастыря в Ростове, рассказывает о почитании идола Велеса в «Чудском конце» в Ростове. Сила язычества особенно проявилась в Ростово-Суздальской земле во время восстания «волхвов» в 1071 году. Еще раньше такое же восстание языческих жрецов произошло там же в 1024 году.

Принятие христианства в Киевской Руси

Особые условия этого закона были такими:

  1. холоп мог стать свободным. Для этого ему нужно было заплатить хозяину определенную сумму;
  2. рабы должны были отвечать за имущество своих господ;
  3. в законе было описано все про долговые обязательства, штрафы за кражу чужого скота и захват чужой земли, и многое другое;
  4. определялись порядок и очередность получения наследства.

Законы Ярослава Мудрого были очень суровыми, но только так он смог навести порядок в государстве. В «Правде Ярославичей» многие законы стали не такими суровыми. К примеру, кровную месть вообще заменили штрафами.

Кто создал первый письменный свод законов на Руси

Заключение
Бесспорно, «Русская Правда» является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса. «Русская Правда» является официальным актом. В самом её тексте содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах).

Русская Правда — кодекс феодального права Киевской Руси

В этой области Киевская Русь имела интересное отличие от всей остальной Европы. Особенность, которая серьезно повлияла на судьбу государства и народа. Дело в том, что престолонаследие в Западной Европе передавалось по так называемому салическому праву, согласно которому наследником трона был лишь старший сын короля (имеющийся в живых). Братья короля в этом разделе не участвовали. На Руси же после смерти князя существовала практика перехода власти к его младшему брату. Однако такое лествическое право лишь вызывало конкуренцию между дядьями, племянниками, двоюродными братьями и прочими родственниками, усложняя и без того запутанные отношения и усугубляя феодальную раздробленность страны.

Интересно почитать:  Как приватизировать свою долю в муниципальной квартире без согласия

Наследственное право киевской руси предполагало переход наследства в первую очередь к

Брачно-семейное право. Развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально действовали обычаи, связанные с языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую эпоху было похищение невесты (в том числе мнимое), другой — покупка. Довольно широко было распространено многоженство. (Согласно «Повести временных лет», тогдашние мужчины имели двух-трех жен, а великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сотен наложниц). С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права — моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи.

Брачно-семейное право в Киевской Руси

Сокращенная редакция считается сжатым вариантом Пространной Правды, возникшим позднее, в XIII-XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Но её происхождение ещё более туманно, чем происхождение двух предыдущих редакций. При столь однозначном выводе трудно объяснить, почему в ней присутствуют статьи, которых нет в Пространной Правде, и пропущены статьи, заимствованные в Пространную Правду из Краткой.

Источники древнерусского права

2.1 Правовое положение отдельных групп населения
В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. Выделяют лишь два юридических критерия, разграничивающих эти группы в составе общества: нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя (ст. 1 ПП) и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя (ст.91 ПП). Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в «Русской Правде» следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане[6]. В этом перечне не все лица могут быть названы «феодалами», можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

Русская Правда — кодекс феодального права Киевской Руси

Средневековый университет имел 4 факультета: артистический (подготовительный), выполнявший роль общеобразовательной школы, изучались «семь свободных искусств», и в случае успешной учебы студент получал степень бакалавра. После 6-7 лет обучения, окончивший его и защитивший перед членами факультета работу, получал степень «магистра искусств». Далее можно было продолжить образование на богословском, медицинском или юридическом факультетах, где срок обучения составлял также 6-7 лет и заканчивался защитой работы на ученую степень доктора наук.

Воспитание и обучение в Киевской Руси

Преступление в «Русской правде» квалифицировалось как оскорбление личности в физической, моральной или материальной форме. Все преступления разделялись на такие виды: против князя (государства), против личности и имущественные. Различалось и соучастие в преступлении, содержалось положение об обязательности наказания всех виновных в преступном деянии. Ограниченное применение смертной казни объяснялось тем, что заменявшие ее крупные штрафы за содеянные преступления облегчали финансирование затрат князя, особенно на военные нужды. За убийство «княжеского мужа» налагался штраф 80 гривен, за простолюдина — 40, за поджог церкви — 100 гривен (для сравнения: лошадь стоила 2–3 гривны, раб — 5 гривен). Часть штрафа изымалась в княжескую казну, остальное получали родные или родственники пострадавшего. Допускался самосуд, но только в том случае, если убийцу задерживали на месте преступления или он пытался оказать сопротивление. За поджог жилья, конокрадство и разбой преступника вместе с семьей изгоняли из общины, а его имущество уничтожалось.

Право Киевской Руси

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector